Top.Mail.Ru
Продуктовые и сервисные компании - в чем отличие?
В маркетинге мы разделяем компании на продуктовые и сервисные. Это позволяет понять, где могут быть точки роста, а где барьеры.
Продуктовые компании создают продукт: то, что можно масштабировать и отчуждать от делающих его людей.
Сервисные оказывают услуги: их масштабировать трудно, т.к. они завязаны на людях.
Например, Skyeng, Тильда, Яндекс.Такси - это продуктовые компании. А вот McKinsey, Студия Лебедева - уже сервисные.
Давайте рассмотрим простой пример. У вас парикмахерская. Если вы просто стрижете за 300 рублей и личность мастера не важна - у вас продуктовая компания и ее продукт - стрижка. Но если стрижет Иван Иванов - победитель миланских конкурсов, цена индвивидуальна, компания уже становится сервисной. В первом случае можно масштабировать и отчуждать. Во втором - нет.
Мы выделяем три ключевых отличия сервисных и продуктовых компаний:
1. Это отчуждаемость от людей.
2. Масштабируемость или иловые решения
3. Средний чек. В сервисных компаниях он всегда выше. Если Вы продаете с чеком меньше 10 000 рублей, у вас, скорее всего, продукт. Плюс к этому, в этом случае наиболее важны функциональные характеристики. Яркий пример: АМО СРМ или Планфакт, где средний чек 3000 рублей.
Если вы продаете с чеком от 100 000 рублей, то, скорее всего, у вас сервис. В нем важны умения строить доверительные отношения с людьми и решать индивидуальные запросы.
В продуктовых компаниях в фокусе находятся метрики продукта и метрики роста.
В сервисных - продажи и умения строить личные отношения с клиентом.
И мы уже можем сделать первый вывод: в продуктовой компании мы ищем точки роста в юнит-экономике. В сервисной - в продажах.
Втрой вывод: если средний чек меньше 10000 рублей, нужно либо делать продукт, либо повышать этот средний чек. Если средний чек больше 100 000 рублей, нужно строить отношения с клиентом.
Если средний чек в интервале от 10000 до 100000 - нужно искать баланс между этими двумя формами.
А какая компания у вас: продуктовая или сервисная? Если нужно найти точки роста для неё - запишитесь на диагностику.
Made on
Tilda